от французского "samedi" - суббота, т.к. один из центральных персонажей гаитянского вудуизма называется "Барон Суббота"
Истоки:В черной-черной Африке
Куба знаменита своими сигарами, Ямайка — ромом, а вот республика Гаити обязана своей известностью благодаря культу Вуду (Voodoo) и бродячим трупам, именуемым зомби. И хотя до сих пор никто так и не представил широкой общественности ни одного зомби, вера в их существование держит в страхе многих гаитян — и вот уже больше ста лет привлекает к республике интерес миллионов людей в Европе и Северной Америке. Думается, что если бы не эти байки о зомби, то о существовании Гаити знали бы только географы и этнографы.
Однако корни и Вуду, и историй о зомби находятся на противоположной стороне Атлантики — в джунглях Африки. Откуда в трюмах кораблей везли в Новый Свет предков гаитянцев — чернокожих рабов.
В языках конголезских народов слово «Nsambi» (Нсамби), от которого, по мнению некоторых лингвистов, произошло название «зомби», имеет множество значений. Так называют верховное божество, так называют душу и так называют покойников. Причем покойники у них бывают нескольких типов: полностью отошедшие в мир иной, неуспокоенные «тени» (духи) мертвых, а также «ниюмба» (nyumba) — люди, считающиеся формально умершими, но продолжающие как ни в чем не бывало жить среди живых. Видимо, последние и являются «предками» гаитянских зомби.
В целом понятие «Нсамби» применяется в отношении «невидимого мира» — мира духов и богов — в противоположность «миру яви», называемому «Ngomi» (Нгоми). Живя в тесном единении с природой, африканские народы населяли её духами, считали, что душой обладает не только человек, но и животные и растения. Поэтому относились ко всему, что связано с душей, с большим уважением и… опасением, боязливо оглядываясь на хижину деревенского колдуна.
Суеверные негры искренне верят, что колдун может похитить их душу. И тогда с человеком произойдет страшное: он заболеет, потеряет память и рассудок, начинает заживо разлагаться, точно покойник. Не спешите усмехаться — такие суеверия подкрепляются случаями тяжелых инфекционных заболеваний, которых в Африке предостаточно. И колдуны всегда пользуются ими, чтобы пустить слух: мол, это я наказал охотника Нбонгу за его дерзость и неуважение!
На заре своего развития в XVII веке, культ вуду требовал совершения человеческих жертвоприношений на алтарях их храмов, а религиозные ритуалы предполагали обряд кровопролитий.
Вудуисты поклоняются божеству, которого они называют лоа. Они утверждают, что лоа всегда готов придти на помощь таким людям, которые его почитают. Если ему не оказывать должного внимания, то он может разгневаться и сурово наказать людей.
Лоа, также называют Господином Смерти или Господином Кладбища. Его изображают в виде истинного джентльмена и называют бароном Самди (барон Суббота). Его почитают в День всех усопших. В этот день местные женщины собираются на кладбище, чтобы засвидетельствовать ему своё уважение. Облачённые в чёрные платья, они в течение многих часов поют и танцуют в честь барона Самди. Чтобы умилостивить барона Самди и доставить ему удовольствие.
Но самый интересный и захватывающий ритуал поклонников культа Вуду происходит в храме. Служба начинается вечером и предполагает множество танцев, ритм танцев убыстряется, под удары ударных инструментов. Танцующие впадают в странное состояние. Их тела спазматически дёргаются, а на лицах появляется необычно блаженное выражение. Женщины закатывают глаза под лоб, так что видны только белки. В уголках губ проступает пена. Они дёргаются, извиваются, тела уже не поддаются никакому контролю с их стороны, и вдруг они падают на пол. Это говорит о том, что в танцующих женщин вселился барон Самди. Их относят в специальную комнату, где с них снимают женскую одежду и надевают длинные мужские брюки, пиджак, на голову-цилиндр, чтобы они стали похожи на настоящего барона Самди. После этого они полностью, становятся одержимы бароном Самди, которому они поклоняются, обожествляют и отдают свою сущность барону Самди, ассоциируя себя с ним, становясь на него похожим. Женщин приносят назад в главный храм, где их восторженно встречают все почитатели культа Вуду,
которые видят в них воплощение барона Самди. Религиозная церемония продолжается, и в самый разгар ночи совершается жертвоприношение какого-то животного в честь барона Самди. Используют кур, коз, овец. Затем начинается ритуальное жертвоприношение. Животному отрубают голову, а сердце, печень, ноги и кишечник бросают в большой таз. Это дар барону Самди. Остальные части тела варят или жарят и угощают всех присутствующих. Надо сказать, что до недавнего времени, почитатели культа Вуду совершали и человеческие жертвоприношения.
Таким он предстает в фильме «Живи и дай умереть другим» (1973)для ознакомления: Распространению слухов способствовали книги американского этноботаника и антрополога Уэйда Дэвиса (Edmund Wade Davis), якобы сумевшего проникнуть в тайну зомби. По одной из его книг был снят художественный фильм «Змея и радуга» (The Serpent and the Rainbow), после чего по всему миру разнеслись сенсационные слухи: «порошок зомби» — это всего лишь смесь сильнодействующих токсинов, вызывающих состояние летаргической смерти и приводящих к необратимым нарушениям деятельности мозга.
Европейцы зачитывались историями о неизведанных «диких» странах, диковинных и ужасных культах, приключениях отважных белых пионеров в окружении коварных туземцев. И верили в них, даже если авторы несли откровенную ахинею. Впрочем, многие писали весьма убедительно, например, немецкий фантаст Ганс Эверс (Hanns Heinz Ewers, 1871–1943), чей рассказ «Мамалои» можно считать одним из лучших художественных произведений о культе Вуду.