понедельник, 02 июля 2012
"(...) мне хотелось бы отведать плодов с каждого дерева,
растущего в саду, имя которому - весь свет,
и что с этой страстью в сердце
я вступаю в широкий мир. (...)"
читать дальшеКажется, здесь будет слишком много "кажется" и "я". Все оказалось гораздо проще, чем я думала, но намного-намного глубже, чем можно было представить.
Я не знаю насколько можно судить о личности по письму в переводе, но этого оказалось достаточно для некого развенчания мифов и шаблонных представлений. В очередной раз мне становиться ясно, что в одном предложении с именем Оскара Уайльда просто не могут стоять такие слова как "обыденность", "клише", "штамп", "стандарт". Как не было их и в его жизни.
Но за блеском салонов, приемов, премьер и оваций я вижу удивительно мягкого, доброго и неожиданно искреннего человека. Тем сложнее воспринимать его беспомощное положение, когда даже друзья имеют свою точку зрения на происходящее и выполняют поручения с поправкой на свое "сделать как лучше".
Связь Уайльда и Общества настолько сильна, что, кажется, вся его жизнь подчинена этим законам, одновременно, так изящно и открыто им же пренебрегаемыми. Наверно, такой человек и должен был стать его, общества, жертвой. "И в самом деле: общество наказывает человека и за его злые, и за добрые деяния."
Самое страшное, наверно, то, что это обвинение за любовь, пусть не самую светлую, бескорыстную и взаимную. Любовь не могла сделать его счастливым, но главное, что никакое страдание не смогло ее уничтожить. Я не вижу, что, в заключении и после, чувства Оскара к Бози изменились, несмотря на все, что ему пришлось пережить. "Натура мелкая одержала победу над глубокой натурой - пример тирании более слабого над более сильным." Это очень трудно понять и, наверно, стоит просто принять это умение видеть в другом человеке даже больше того, что он из себя представляет. De Profundis - не обвинение и тем более не оправдание, но урок. Уайльд испытал всю его силу его на себе, и он стремится оградить от его повторения Дугласа, оградить его от самого себя. Идеализм в своем совершенстве. Идеализм, которому не выстоять в борьбе с материализмом века. "Как все-таки ограничен и необъективен наш век! Насколько беспомощен и безответственен!"
Кажется, только такой неординарный человек, мог найти в наказании средство очищения души. Не только найти, но и воспользоваться им. В конечном счете "(...)без сожаления, без страха, без попыток оправдать себя."
Следующую фразу я слышала во многих вариантах и трактовках, в разное время и в разных ситуациях: "Отказаться от своего прошлого - значит закрыть себе путь в будущее." Но похоже только здесь она имеет свою полную завершенность.
"Твой преданный друг Оскар Уайльд" так заканчивается "Из бездны". И нехотя задумываешься что в слове "преданный" прячется не только "преданность", но и "предательство."
@музыка:
John Barrowman - What about Us?
@настроение:
Все что происходит с другими, происходит и лично с тобой.(с)
@темы:
разговор за чашкой коньяка,
читайте книжки!,
восток и запад присущи каждой вещи,
сказка на ночь,
Оскар Уайльд
При чтении De Profundis у меня было ощущение живого разговора с автором. В котором ты не чувствуешь себя дураком. С тобой говорят на равных и очень искренне.
Именно искренность меня поразила больше всего. Поэтому, наверное, читалось легко, потому как события отнюдь не самые безоблачные описываются, но эта тяжесть не так ощущается что ли. У меня, правда, преобладало ощущение стороннего наблюдателя.